Пение и артикуляция


Продумывая тексты двустиший игрового распевания, просто НЕОБХОДИМО было решать попутно, помимо мелодики, ещё и речевые задачи!

Очень помогают ребятам в освоении строчек жесты: мы показываем только руками:

- скок-скок (скачу)

- плавные жесты ( качу)

- куда хочу ( развести ручки)

 

А какой чёткой дикции нужно достичь в распевке "Медведь и пчела"? "Жу-жу-жу-жу-жу, домой иди, не поймаешь рыбку ты!"- и это в таком быстром темпе! да ещё в высоком регистре!

А дыхание в распевке"Золушка"?

Такая длинная фраза: "Ах, как хотелось в праздничном платье Золушке тоже съездить на бал!" в темпе вальса - должна спеться на одном дыхании, не прерывая его, по всем законам пения вокала.

Только распевание должно быть ИНТЕРЕСНЫМ для детей, тогда их будет ПРИВЛЕКАТЬ это ОБУЧЕНИЕ!

А в процессе игры это ОБУЧЕНИЕ будет НЕЗАМЕТНЫМ для них! Дети будут петь по ролям, играть в распевки, а природа будет брать своё: постоянные упражнения родят НАВЫК, вот и будет РЕЗУЛЬТАТ!

Вот немного материала по упражнениям для губ и языка и скороговоркам , которые ОЧЕНЬ помогают развивать у детей дикцию, артикуляцию, правильное дыхание.

Эти упражнения и скороговорки обязательно нужно НЕ ТОЛЬКО ПРОГОВАРИВАТЬ, но и ещё ОБЫГРЫВАТЬ, пытаться сыграть образы, если они есть в содержании скороговорки, а если конкретных образов нет, то тогда очень поможет смена интонации, её выразительность, а не просто механическое проговаривание слов.

Тогда привычка говорить выразительно - даже скороговорку – обязательно пригодится в выразительности фраз, стихов, и в пропевании слов песен.

« Упражнения для речевого аппарата, губ и языка»

«Хоботок»

Вытянуть губы «хоботком» ( как при артикуляции звука «У»). Напрячь губы – и отпустить.

 

«Подражаю я слону,

Губы хоботком тыну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Губы не напряжены и расслаб –ле - ны.»

 

«Рот на замке»

 

Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно – закрываем рот на замок.

Сильно сжимаем губы, потом отпускаем.

 

« На замок рот закрываем, а потом мы отпускаем»

 

Три стадии смыкания губ:

 

1 «Лягушка»

Собранными губами, как в упражнении «Рот на замке» смыкаем и размыкаем их, произнося звук крепкими сомкнутыми губами, напоминающий кваканье лягушек.

2. «Рыбка говорит»

Тот же приём – «рот на замке», но совсем беззвучный, губки крепкие.

3. «Пузыри на лужах»

Тот же крепкий звук, но более быстрый и прозрачный – «пузыри лопаются на лужах во время дождя»

 

«Лягушки -2»

 

Губы вытягиваются, как при произношении звука «И», а затем возвращаются на место.

 

«Тянем губки прямо к ушкам!

Вот понравится лягушкам!

Потяну- перетяну, я совсем не устаю!

Губы не напряжены и расслаб –ле-ны!»

 

«Орешек»

Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите зубы. Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – стало легко, рот приоткрылся, расслаблен.

 

«Зубы крепче мы сожмём,

А потом их разожмём.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется!»

 

«Сердитый язык»

 

Язык упирается в верхние зубы, затем опускается к нижним. Он старается «вытолкнуть» зубы наружу, потом расслабляется.

 

«С языком случилось что –то: он толкает зубы!

Будто хочет их за что –то вытолкнуть за губы!

Он на место возвращается и чудесно расслабляется!»

 

«Горошина»

Язык прижимается к щеке и надавливает на неё, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно быть в таком положении, и мы возвращаем его на место.

 

«Конфета»

Тот же принцип: язык упирается в щёку, как будто во рту круглая конфета. Мы катаем эту конфету по всему рту – от одной щёчки к другой – по кругу.

 

Театральный этюд: покажи мимикой, что ты кушаешь

- сладкую конфету ;

- кислую;

- горькую таблетку;

- снова сладкую конфетку.

 

« Горка»

 

Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его «горкой».

 

«Спинка языка у нас станет горочкой сейчас.

Я растаять ей велю – напряженья не терплю!

Язык на место возвращается и чудесно расслабляется!»

 

«Зайцы жуют»

 

В быстром темпе слегка покусать верхнюю губу, затем нижнюю, затем щёчки изнутри.

 

« Буратино»

 

Буратино улыбнулся: растянуть губки как можно шире,

затем Буратино удивился: вытянуть лицо и губы.

 

«Поцелуй розу»

 

Вытянуть губки и коснуться ими воображаемой розы, собрать губки в бутон.

 

Речевая гимнастика, скороговорки

 

Первое упражнение, которое мы всегда говорим ПЕРЕД разучиванием или произнесением скороговорки, такое:( которое по сути своей тоже является скороговоркой и прекрасным речевым упражнением)

 

« Кто хочет разговаривать – тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»

 

Скороговорки короткие, но яркие:

 

- От топота копыт пыль по полю летит ( произносится крепкими губами с полушепота - до звонкого произнесения и опять сойти по громкости на "нет" - образ приближающегося и удаляющегося табуна)

-Купи кипу пуха;

-Ткёт ткач ткани на платки Тане;

-Водовоз вез воду из водопровода;

-У ежа и ёлки иголки колки;

- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон! ( с мимикой и жестами);

-Все бобры для своих бобрят добры;

-У нас гость унёс трость;

-На дворе трава, на траве дрова;

-Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет ( с мимикой и жестами);

- Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои;

- У осы – не усы, не усищи, а усики;

-Шла Саша по шоссе и сосала сушку;

-У ежа - ежата, а у ужа – ужата;

-Шапкой Мишка шишки сшиб;

- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке ( мимика в парах);

- Хорош пирожок – внутри творожок! ( со сменой мимики):

а) Ребёнок любит пирожок – мимика радостная;

б) Ребёнок рад пирожку, но не любит творог – мимика меняется во второй части скороговорки;

- Дели с дружком пирожок с творожком;

-Шесть мышат в камыше шуршат;

-Король – орёл, а орёл – король;

-Проворонила ворона воронёнка;

- Мороз мосты мостил, мостил да не вымостил;

- У Дарьи в дому оладьи в меду;

- Дали Глаше простокваши, а у Глаши- каша;

- У Сени и Сани в сетях сом с усами;

-Валин валенок провалился в проталинок;

- Наш Полкан попал в капкан;

- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят;

-Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор;

-Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят;

- У 33 полосатых поросят 33 хвостика торчат;

- Летят три пичужки через три пустых избушки;

- Не клюй, курица, крупку, не кури, Кирилл, трубку;

- Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток;

-Сова советует сове: "Спи, соседка, на софе. На софе так сладко спится – о совятах сон приснится";

- В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка;

- Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала;

- Арина грибы мариновала;

-Марина малину перебирала;

- По траве тропа протоптана;

- Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, шуршишь!» Мышонок шепчет мыше: «Шуршать я буду тише!»